ЛОО
Тема:
Личностно-ориентированная технология как необходимое условие повышения уровня знаний, умений и навыков учащихся.
Цель:
Сформировать навыки педагогической технологии по личностно- ориентированному подходу в образовательном процессе.
Состав методического объединения.
Председатель МО: Украинская С.А.- преподаватель информатики, 2 квалификационная категория.
Педагог – психолог : Солнцева О.Ю., высшая квалификационная категория.
Васильченко Н.А.- преподаватель химии и биологии, 2 квалификационная категория.
Кузнецов А.Н.- мастер производственного обучения.
Батурина С.А.- мастер производственного обучения.
Колосов С.В. — мастер производственного обучения.
План работы на 2011-2012 учебный год
с е н т я б р ь
1.Организация работы. (Председатель МО)
2.Рассмотрение и утверждение планов работы ме-тодического объединения.(Члены МО)
о к т я б р ь
1.Работа по теме: «Стимулирование мотивации по-знавательной деятельности на основе ЛОО в обучении и воспитании учащихся. » (Психолог, Председатель МО)
2.Индивидуальное консультирование: «Психологи-ческий портрет ученика. Психологический пас-порт группы». (психолог)
н о я б р ь
1.Работа по теме: « От индивидуализации обучения к личностно-ориентированному образованию » (Кузнецов А.Н.,Батурина С.А.)
2.Внедрение системы олимпийского образования «Сочи-2014» в дисциплины учебного плана есте-ственно — научного цикла (по предметам «Информатика и ИКТ», «Химия») и профессиональной подготовки (по специальности «Парикмахер») (Украинская С.А., Васильченко Н.А., Батурина С.А.)
д е к а б р ь
1.Тренинг — эффективная форма подготовки учите-лей к работе в личностно-ориентированной образовательной модели (психолог)
2.Предметная неделя по профессии «Парикмахер»(Батурина С.А.)
я н в а р ь
1.Работа по теме: «Урок в условиях реализации компетентностного подхода». (Васильченко Н.А.)
2.Открытый урок с элементами ЛОО (Кузнецов А.Н.)
3.Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам разработки и оформления уроков (методист)
ф е в р а л ь
1.Предметная неделя английского языка (Басова А.Н.)
Предметная неделя информатики (Украинская С.А.)
29 февраля преподаватель иностранного языка Басова А.Н. и преподаватель информатики Украинская С.А. провели открытый интегрированный урок
2. Взаимопосещение открытых уроков (Председатель МО, психолог,члены МО)
м а р т
1.Работа по теме «Применение методики станцион-ного обучения на уроках английского языка» (Басова А.Н.)
а п р е л ь
1.Работа по теме: «Обзор литературы по ЛОО. Но-винки»: краткое содержание, выводы, рекомендации.(Члены МО)
м а й
1.Отчет членов МО о работе за год (Члены МО)
и ю н ь
1.Отчет о работе МО (Председатель МО)
План работы МО на 2010 — 2011 год
Отчет о проведении методической недели по ЛОО в 2010 году
Методическая неделя проходила с 6 по 11 декабря.
Тема: Личностно-ориентированное развитие познавательных возможностей и творческих способностей учащихся в условиях профессионального училища.
Цель:
выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта педагогов, работающих по данному направлению.
Задачи:
1. Оптимизировать структуру и содержание учебного занятия в системе ЛОО.
2. Организовать взаимодействие с другими профессиональными училищами с целью обмена опытом.
3. Продолжать повышать уровень профессионализма педагога.
На протяжении недели проводились мероприятия согласно плану.
Первый день (1 модуль) — Круглый стол «Диагностика профессионализма педагогов и мастеров производственного обучения». Заседание круглого стола подготовила педагог-психолог(Приложение 1)
Второй день (2 модуль)- Деловая игра по формированию программы мониторинга учащихся. Игру подготовила и провела председатель МО, преподаватель английского языка Басова А.Н. Цель игры- разработать программу личностно-ориентированного обучения учащихся , была достигнута. ( Приложение 2)
Третий день (3 модуль) — Дискуссия «Совершенствование форм практического обучения при использовании ЛО технологии»(анализ урока практического обучения). Дискуссию организовала методист. Перед анализом урока члены МО изучили таблицу « Индивидуальный стиль учебной деятельности», обратив внимание на актуализацию субъектного опыта и создание «ситуации выбора». Далее был произведен подробный анализ урока производственного обучения по теме: «Обработка клапанов».
Четвертый день (4 модуль)- Интегрированный урок по английскому языку и информатике. Урок бал проведен преподавателями Басовой А.Н. и Украинской С.А. Урок проходил в кабинете информатики. В ходе урока были использованы элементы технологии ЛОО и здоровьесберегающих технологий. Учитывался региональный компонент и межпредметные связи. Цели урока были достигнуты.
Пятый день(5 модуль)- Обмен опытом. О своем опыте работы рассказали преподаватель информатики Украинская С.А.. и преподаватель химии и биологии Васильченко Н.А.
Во время недели осуществлялось взаимопосещение уроков преподавателей объединения.
Рефлексия: принято решение оформить методическую папку «В помощь педагогу, работающему по технологии ЛОО».
В помощь педагогу, работающему по технологии личностно-ориентированного обучения
Приложение 1
Круглый стол по теме: «Диагностика профессионализма педагогов»
Цель: Исследование ППК педагогов, обмен информацией с позиций объективной заинтересованности; формирование умений вести дискуссию.
В начале работы круглого стола, участникам предлагается заполнить анкету. Провести самодиагностику ППК педагога, каждый самостоятельно изучает полученные результаты и проводит рефлексию выявленных показателей.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие личностные качества в первую очередь обусловливают профессиональное мастерство педагога и именно их принято считать профессионально-значимыми?
2. Дайте определение понятиям: рефлексия, эмпатия, гибкость личности,
общительность, эмоциональная привлекательность.
3. Можно ли отнести эти понятия в состав ППК педагогов?
4. Какие личностные качества вам хотелось бы развить в большей степени?
5. Влияют ли знания психологии на развитие ППК педагогов?
Вывод: Результаты диагностики, процесс обсуждения профессионально-личностных проблем педагогов, содействовал осознанию участниками дискуссии, права выбора своего пути повышения ППК
Анкета для педагогов.
1.Какие личностные качества вы считаете для педагога наиболее ценными,
профессионально значимыми и важными?
2. В какой степени каждое из качеств сформировано у вас лично ( оцените по десятибалльной системе)? Считаете ли вы необходимым их в себе развивать?
3.Продолжите предложение «Я стремлюсь получить знания по психологии для того, чтобы…»
4. Какие личностные качества помогают вам в работе с подростками?
5.Какие личностные качества мешают вам в работе с детьми?
6. Дайте определение следующим понятиям:
— рефлексия:
-эмпатия:
-гибкость личности:
-общительность:
7. Что для вас значимо в педагогической деятельности?
8.Какие личностные качества вам хотелось бы развить в большей степени?
9. Можете ли вы назвать себя педагогом, работающим в сотрудничестве с психологом? Почему «да»? Почему «нет»?
10. Как часто в течение учебного года вы обращаетесь к психологу?
— по профессиональным проблемам;
— чтобы обсудить «трудного» ученика;
— по рекомендации родителей;
— по личной проблеме;
— по другим причинам.
Профессионально значимые качества личности.
К ним в первую очередь относятся:
— рефлексивность
— гибкость
— эмпатичность
— общительность
— эмоциональная привлекательность
Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления прежде всего социально-психологических качеств личности. Способствующих межличностному ( ролевому ) взаимодействию. Именно они в первую очередь обусловливают профессиональное мастерство педагога и именно их принято считать профессионально значимыми. Вот почему многие педагогические проблемы зависят от уровня коммуникативной компетентности педагога.
Рефлексия это владение профессиональным самоанализом своих действий и поступков. Умение адекватно оценивать различные стороны собственной деятельности, личности ( качеств), поведения.Развитие мастерства происходит лишь при постоянном осмыслении, анализе своей деятельности, поступков, поведения. Осознание, критический анализ и определение путей конструктивного совершенствования работы осуществляется с помощью педагогической рефлексии. По степени значимости это социально-психологическое качество личности ставится на первое место. Таким образом: рефлексия – это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека, а педагогическая рефлексия-применение всех этих характеристик к педагогической деятельности.
Рефлексивность связана со стремлением педагога к анализу, обобщению, осмыслению опыта своей работы. К оценке её позиций и социальной значимости.
Гибкость – один из профессионально значимых личностных качеств педагога. Объяснений тому несколько :
Первая причина – характер труда педагога приводит его к осознанию необходимости проявлять креативность, изменяться вместе с сегодняшним миром вообще и ситуациями педагогического взаимодействия в частности. Быстрая адаптация к особенностям различных ученических групп, а также варьирование средствами, формами, приемами коммуникации в зависимости от поведения учащихся, их индивидуальных характеристик и уровня их образованности.
Вторая причина: Постоянно изменяющаяся социальная ситуация развития требует , чтобы педагог был творческой личностью. Здесь понимание творчества рассматривается как готовность к инновационным процессам, к новым типам отношений, к выражению себя адекватно в любых проблемных ситуациях .
Гибкость педагога становится в ситуации педагогического взаимодействия необходимым условием развития потенциальных личностных возможностей учащихся, увеличения степени их деятельностной активности и расширения областей приложения способностей.
Эмпатичность – постижение эмоционального состояния, проникновение ( вчувствование) в переживания другого человека.
Формы эмпатии:
— сопереживание это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек через отождествление с ним.
— сочувствие это переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Чаще всего в общении друг с другом люди склонны в первую очередь слышать факты, смысл слов. Педагогу же прежде всего необходимо воспринимать чувства. Поэтому конструктивность общения с учащимися во многом зависит от того, насколько чутко и эмоционально педагог ощущает то, что стоит за фактами. Главное — ощутить состояние, настроение учащегося и подключить себя к его переживаниям.
Способности личности к эмпатии характеризуется такими параметрами : направленность, широта , устойчивость, эффективность её проявлений.
Важную роль имеет такое качество, как общительность. Общение в профессии педагога играет роль не только процесса коммуникации и взаимодействия, но и средства достижения педагогических целей.
Общительность как способность легко входить в контакты, усиливать и поддерживать их, следует считать ПЗЛК педагога, причем доминирующим.
Педагогов с высоким уровнем потребности в общении отличает стремление к поддержанию контактов с ребятами, склонность проявлять участие к проблемам учащихся.Такой педагог стремится уменьшить дистанцию между собой и учащимися.Его общительность направляется в русло решения педагогических задач и общение становится целью деятельности. Развитие этого качества тесно связано с научным знанием психологии человека.
Совокупность рефлексии, гибкости, эмпатии, общительности обеспечивает выраженность способности к сотрудничеству.
Это личностное качество возникает на основе искреннего интереса к партнеру, к деятельности, на базе желания работать вместе. Способность к сотрудничеству это умения: формулировать свою точку зрения, слушать и слышать другого, выяснять точки зрения своих партнеров, разрешать разногласия с помощью аргументации, не переходить с роли на личность, и т.д
Способность к сотрудничеству предполагает открытость педагога любому содержанию и готовность к любым формам взаимодействия.
Эмоциональная привлекательность педагога – визуальность , общая привлекательность педагога, способность расположить к себе ученика манерой поведения, внешним видом.
Здесь имеется в виду не только внешний вид педагога , но и подача его образа в процессе общения ( вербальные, невербальные средства общения)
Приятные манеры поведения ( мимика, жесты, поза) помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникативных связей, повышают возможность воздействия на учащихся, располагают учеников к педагогу.
Всем манерам эмоционально привлекательного педагога, присуща общая черта – соблюдение педагогического такта: повышенная чуткость к окружающим, умение найти такую форму общения с другим человеком, которая позволила бы ему сохранить личное достоинство.
Таким образом эмоциональная привлекательность называется в числе профессионально значимых качеств, учитывается целостность восприятия людьми друг друга.
Приложение 2
Деловая игра по формированию программы личностно — ориентированного мониторинга учащихся .
Цель: разработать программу личностно-ориентированного обучения учащихся. (15-20 мин.)
Работа в группах (в каждой группе ведущий – психолог и методист).
2 группы:
1группа- преподаватели общеобразовательного цикла: Басова А.Н., Васильченко Н.А., Украинская С.А.
2группа- мастера производственного обучения: Кузнецов А.Н., Седова В.И., Чугунова Е.В.
Каждой группе выдается лист бумаги формата А4, ручка. Задание аналогичное в каждой группе.
1) Охарактеризовать одного из самых “проблемных” учеников: назвать его отрицательные и положительные качества. Подобрать для него 5 качеств, черт личности, характеризующих его положительно и отрицательно (заполняется 2 списка на листе).
2) назвать методы, приемы и формы работы, применяемые в личностно-ориентированном подходе (мозговой штурм)
3) назвать методы, с помощью которых можно составить для данного ученика программу индивидуальной работы
4) составить программу индивидуальной работы с учащимся
Программы каждой группы предъявляются на обозрение всех, обсуждаются, обобщаются.
При обсуждении выделяются общие моменты программ каждой группы, и формируется единая программа воспитательной работы в личностно-ориентированном обучении:
• Изучение личности ребенка. Методы: наблюдение, беседа, диалог с самим ребенком, изучение семьи, друзей, ровесников с привлечением психолога, классного руководителя, учитывая сведения о здоровье ребенка, сведения учителей-предметников о ребенке.
• Создание плана воспитательной работы с данным ребенком
• Создание положительной мотивации
• Повышение значимости ребенка в группе с привлечением всех служб, способных помочь в воспитании ребенка
• Проведение мероприятий, направленных на общее развитие ребенка
• Анализ совместной деятельности педагога и ученика. Самоанализ, самоотчет.
• Корректировка программы
На основе этой программы психолог предлагает в ходе выработки плана индивидуальной работы начать использовать мониторинг личностных качеств учащихся , делается вывод о необходимости такого мониторинга в нашем училище (использование данных при составлении портфолио ученика, характеристики). Называются преимущества подобного мониторинга:
• системный характер;
• диагностирующий (на основе констатации фактов);
• прогнозирование (наблюдения в течение 3 лет);
• объективность (используются достоверные тесты);
• всеобъемлющий характер (изучаются многие стороны личности);
• отслеживание по предметам ведется в зоне ближайшего развития ребенка.
Возможные страницы книги личностно-ориентированного мониторинга:
1. Титульный лист.
2. Страница родителей.
3. Страница психолога.
4. Лист здоровья.
5. Лист классного руководителя.
6. Автопортрет ученика.
7. Лист учета учебных достижений учащихся.
Заключение : Рефлексия участников групп по поводу работы (когнитивная, эмоциональная составляющие).
Умей чувствовать рядом с собой ученика, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир — радость, беду, несчастье, горе, успех.(В.А Сухомлинский)
Тема «Опыт освоения ЛОО, плюсы, минусы, проблемы, перспективы.
Цель: Обмен информацией с позиций объективной заинтересованности педагогов по освоению технологии «ЛОО»; формирование умений вести дискуссию.
Вопросы для обсуждения:
— основы технологии «Личностно-ориентированного обучения»
— организация «событийной общности» с учеником
— атмосфера сотрудничества, сотворчества на уроке, мотивация достижения успеха, в результате использования вариативности заданий
— использование субъективного опыта учащихся на уроке по личностно-ориентированному обучению
— перспективы работы педагогов методического объединения по «ЛОО»
Основы технологии «ЛОО»
Модель технологии «ЛОО» создана доктором психологических наук И.С Якиманской. Идеи и принципы , психолого-педагогические основы линостно-ориентированного обучения наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащихся, раскрытие их индивидуальности через учение.
Наиболее значимые принципы «ЛОО»:
— использование субъективного опы