Информация для педагогов
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Профессионально значимые качества личности педагога
К ним в первую очередь относятся:
— рефлексивность
— гибкость
— эмпатичность
— общительность
— эмоциональная привлекательность
Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления, прежде всего, социально-психологических качеств личности. Способствующих межличностному ( ролевому ) взаимодействию. Именно они в первую очередь обусловливают профессиональное мастерство педагога и именно их принято считать профессионально значимыми. Вот почему многие педагогические проблемы зависят от уровня коммуникативной компетентности педагога.
Рефлексия это владение профессиональным самоанализом своих действий и поступков. Умение адекватно оценивать различные стороны собственной деятельности, личности ( качеств), поведения.
Развитие мастерства происходит лишь при постоянном осмыслении, анализе своей деятельности, поступков, поведения. Осознание, критический анализ и определение путей конструктивного совершенствования работы осуществляется с помощью педагогической рефлексии. По степени значимости это социально-психологическое качество личности ставится на первое место. Таким образом: рефлексия – это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека, а педагогическая рефлексия-применение всех этих характеристик к педагогической деятельности.
Рефлексивность связанна со стремлением педагога к анализу, обобщению, осмыслению опыта своей работы. К оценке её позиций и социальной значимости.
Гибкость – один из профессионально значимых личностных качеств педагога. Объяснений тому несколько :
Первая причина – характер труда педагога приводит его к осознанию необходимости проявлять креативность, изменяться вместе с сегодняшним миром вообще и ситуациями педагогического взаимодействия в частности. Быстрая адаптация к особенностям различных ученических групп, а также варьирование средствами, формами, приемами коммуникации в зависимости от поведения учащихся, их индивидуальных характеристик и уровня их образованности.
Вторая причина: Постоянно изменяющаяся социальная ситуация развития требует , чтобы педагог был творческой личностью. Здесь понимание творчества рассматривается как готовность к инновационным процессам, к новым типам отношений, к выражению себя адекватно в любых проблемных ситуациях .
Гибкость педагога становится в ситуации педагогического взаимодействия необходимым условием развития потенциальных личностных возможностей учащихся, увеличения степени их деятельностной активности и расширения областей приложения способностей.
Эмпатичность – постижение эмоционального состояния, проникновение ( вчувствование) в переживания другого человека.
Формы эмпатии:
— сопереживание это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек через отождествление с ним.
— сочувствие это переживание собственных эмоциональных состояний, по поводу чувств, другого человека.
Чаще всего в общении друг с другом люди склонны в первую очередь слышать факты, смысл слов. Педагогу же, прежде всего, необходимо воспринимать чувства. Поэтому конструктивность общения с учащимися во многом зависит от того, насколько чутко и эмоционально педагог ощущает то, что стоит за фактами. Главное — ощутить состояние, настроение учащегося и подключить себя к его переживаниям.
Способности личности к эмпатии характеризуется такими параметрами : направленность, широта , устойчивость, эффективность её проявлений.
Важную роль имеет такое качество, как общительность. Общение в профессии педагога играет роль не только процесса коммуникации и взаимодействия, но и средства достижения педагогических целей.
Общительность как способность легко входить в контакты, усиливать и поддерживать их, следует считать ПЗЛК педагога, причем доминирующим.
Педагогов с высоким уровнем потребности в общении отличает стремление к поддержанию контактов с ребятами, склонность проявлять участие к проблемам учащихся.Такой педагог стремится уменьшить дистанцию между собой и учащимися.Его общительность направляется в русло решения педагогических задач и общение становится целью деятельности. Развитие этого качества тесно связано с научным знанием психологии человека.
Совокупность рефлексии, гибкости, эмпатии, общительности обеспечивает выраженность способности к сотрудничеству.
Это личностное качество возникает на основе искреннего интереса к партнеру, к деятельности, на базе желания работать вместе. Способность к сотрудничеству это умения: формулировать свою точку зрения, слушать и слышать другого, выяснять точки зрения своих партнеров, разрешать разногласия с помощью аргументации, не переходить с роли на личность, и т.д
Способность к сотрудничеству предполагает открытость педагога любому содержанию и готовность к любым формам взаимодействия.
Эмоциональная привлекательность педагога – визуальность общая привлекательность педагога, способность расположить к себе ученика манерой поведения, внешним видом.
Здесь имеется в виду не только внешний вид педагога , но и подача его образа в процессе общения ( вербальные, невербальные средства общения)
Приятные манеры поведения ( мимика, жесты, поза) помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникативных связей, повышают возможность воздействия на учащихся, располагают учеников к педагогу.
Всем манерам эмоционально привлекательного педагога, присуща общая черта – соблюдение педагогического такта: повышенная чуткость к окружающим, умение найти такую форму общения, которая позволила бы ему сохранить личное достоинство.
Таким образом, эмоциональная привлекательность называется в числе профессионально значимых качеств, учитывается целостность восприятия людьми друг друга.