Информация для педагогов

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Профессионально значимые качества личности педагога

К ним в первую очередь относятся:

— рефлексивность

— гибкость

— эмпатичность

— общительность

—  эмоциональная привлекательность

Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления,  прежде всего, социально-психологических качеств личности. Способствующих межличностному              ( ролевому ) взаимодействию. Именно они в первую очередь обусловливают профессиональное мастерство педагога и именно их принято считать профессионально значимыми. Вот почему многие педагогические проблемы зависят от уровня коммуникативной компетентности педагога.

Рефлексия это владение профессиональным самоанализом своих действий и поступков. Умение адекватно оценивать различные стороны собственной деятельности, личности ( качеств), поведения.

Развитие мастерства происходит лишь при постоянном осмыслении, анализе своей деятельности, поступков, поведения. Осознание, критический анализ и определение путей конструктивного совершенствования работы осуществляется с помощью педагогической рефлексии. По степени значимости это социально-психологическое качество личности ставится на первое место. Таким образом: рефлексия – это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное  рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека, а педагогическая рефлексия-применение  всех этих характеристик к педагогической деятельности.

Рефлексивность  связанна  со стремлением педагога к анализу, обобщению, осмыслению опыта своей работы. К оценке её позиций и социальной значимости.

Гибкость – один из профессионально значимых  личностных качеств педагога. Объяснений тому несколько :

Первая причина – характер труда педагога приводит его к осознанию необходимости  проявлять  креативность,  изменяться вместе с сегодняшним миром вообще и ситуациями педагогического  взаимодействия в частности. Быстрая адаптация к особенностям различных ученических групп, а также варьирование средствами, формами,  приемами коммуникации в зависимости от поведения учащихся,  их индивидуальных характеристик и уровня их образованности.

Вторая причина: Постоянно изменяющаяся социальная  ситуация развития требует , чтобы педагог был творческой личностью. Здесь   понимание творчества рассматривается как готовность  к инновационным процессам, к новым типам отношений, к выражению себя адекватно в любых проблемных ситуациях .

Гибкость педагога становится в ситуации педагогического взаимодействия необходимым условием развития потенциальных личностных возможностей учащихся, увеличения степени их  деятельностной  активности и расширения областей приложения способностей.

Эмпатичность – постижение эмоционального состояния,  проникновение ( вчувствование) в переживания другого человека.

Формы эмпатии:

— сопереживание это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек через отождествление с ним.

— сочувствие это переживание собственных эмоциональных состояний, по поводу чувств, другого человека.

Чаще всего в общении друг с другом люди склонны в первую очередь слышать факты, смысл слов. Педагогу  же,  прежде всего,  необходимо воспринимать чувства. Поэтому конструктивность общения с учащимися во многом зависит от того,  насколько  чутко и эмоционально педагог ощущает то, что стоит за фактами. Главное  — ощутить состояние, настроение учащегося и подключить себя к его переживаниям.

Способности личности к эмпатии характеризуется такими параметрами : направленность, широта , устойчивость, эффективность её проявлений.

 

Важную роль имеет такое качество, как общительность. Общение в профессии педагога играет роль не только процесса коммуникации и взаимодействия, но и средства достижения педагогических целей.

Общительность как способность легко входить в контакты, усиливать и поддерживать их, следует считать ПЗЛК педагога, причем доминирующим.

Педагогов с высоким уровнем потребности в общении  отличает стремление к поддержанию контактов с ребятами, склонность проявлять участие к проблемам учащихся.Такой педагог стремится уменьшить дистанцию между собой и учащимися.Его общительность направляется в русло решения педагогических задач и общение становится целью деятельности. Развитие этого качества тесно связано с научным знанием психологии человека.

 

Совокупность рефлексии, гибкости, эмпатии, общительности обеспечивает выраженность способности к сотрудничеству.

 Это личностное качество возникает на основе искреннего интереса к партнеру, к деятельности, на базе желания работать вместе. Способность к сотрудничеству это умения: формулировать свою точку зрения, слушать и слышать другого, выяснять точки зрения своих партнеров, разрешать разногласия с помощью аргументации, не переходить с роли на личность,  и т.д

Способность к сотрудничеству предполагает открытость педагога любому содержанию  и готовность к любым формам взаимодействия.

 

Эмоциональная привлекательность педагога – визуальность  общая привлекательность педагога, способность расположить  к себе ученика манерой поведения, внешним видом.

Здесь имеется в виду не только внешний вид педагога , но и подача его образа в процессе общения ( вербальные, невербальные средства общения)

Приятные манеры поведения ( мимика, жесты, поза) помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают  установление коммуникативных связей, повышают возможность воздействия на учащихся, располагают учеников к педагогу.

Всем манерам эмоционально привлекательного  педагога, присуща общая черта – соблюдение педагогического такта: повышенная чуткость к окружающим,  умение найти такую форму общения, которая позволила  бы ему сохранить личное достоинство.

Таким образом,  эмоциональная привлекательность называется в числе профессионально значимых  качеств, учитывается целостность восприятия людьми друг друга.